ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Предпосылкой развития неврозов у детей является патология беременности, родовые травмы, тяжелый период послеродовой адаптации, наличие врожденных и хронических заболеваний, перинатальное поражение ЦНС. Как правило, это отражено в медицинской карте, но родители не придают значения ранним диагнозам и считают, что многие проблемы уйдут сами, с ростом и развитием ребенка. Клинический опыт показывает обратную картину. С ростом и развитием ребенка более четко обозначаются симптоматические проявления, скрытые в раннем возрасте. Началом этих проявлений являются наиболее яркие ступени развития – появление первых слов, ходьба, предметная игра, общение с родителями и со сверстниками. В дошкольном возрасте невролог может своевременно распознать нарушенное развитие и принять необходимые меры по его коррекции. Сегодня в арсенале врача имеется широкий спектр терапевтических средств, с помощью которых можно избежать агрессивной лекарственной терапии и хорошо подготовить нервную систему и психику ребенка к учебным нагрузкам.
Мы перечислим ряд наиболее наглядных симптомов, выдающих школьную тревожность или являющихся частью невротического симптомокомплекса: «съедание ногтей», «накручивание волос», «покусывание губ», подергивание лицевых и глазных мышц, сильный нажим руки во время письма и т.д. К более серьезным проявлениям относятся тики, нарушение сна, снохождение, сноговорения, повышенная утомляемость, вялость, общее недомогание, снижение темпа мыслительной деятельности и другие астеноневротические симптомы. Могут наблюдаться снижения по возрастным нормам со стороны высших психических функций: памяти, внимания, речи. К невротическим проявлениям также относят разные типы заикания – логоневрозы. Не надо бояться увидеть эти проявления, гораздо хуже увидеть то, что уже проявлено. Единственная просьба к родителям: «Будьте бдительны!». Со многими проблемами ребенка можно справиться в начальной школе, пока нервная система достаточно пластична и поддается не только негативному воздействию, но и хорошо реабилитируется специально подобранными лечебными и психологическими коррекционными программами. Программы составляются индивидуально, после диагностики психического и личностного развития ребенка. И, в течение всего учебного года, ребенок наблюдается неврологом и психологом. Такое взаимодействие всегда дает положительные результаты, и проблемы решаются поэтапно и своевременно.
|